«Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви».
Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальттренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.
Меня часто спрашивают, с какого класса можно позволять ребенку делать уроки самостоятельно. Ответ всегда один — возможность принимать решения и действовать самостоятельно можно и нужно давать с 7 месяцев. Как только ваш сын или дочь научились держать в руке ложку — они едят сами. Ровно в тот момент, когда получилось помыть эту ложку, они моют за собой посуду. Получилось застелить постель? Теперь и эта обязанность лежит на них. Школьная система разрабатывалась далеко не глупыми людьми — в 6—7 лет ребенок уже может учиться сам. Иначе все эти учебники, тетради и уроки полностью теряют смысл.
У нас же все перевернуто с ног на голову. С первого класса и родители, и учителя считают, что правильно — заставлять, принуждать, контролировать и проверять. Очень скоро несчастного ученика тянут к репетитору, которого он ненавидит в той же степени, что и предмет, который приходится «подтягивать». Вы действительно верите, что подобный подход может вызвать у нормального, психически здорового человека хоть малейшую заинтересованность в дальнейшем обучении? Заставить человека полюбить то или иное занятие невозможно в принципе.
Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви — той самой всепрощающей и понимающей, когда у взрослого хватает мужества и мудрости признать, что ребенок — личность, а не послушный слуга-робот.
Сколько раз я слышал от взрослых: «Меня батька лупил как сидорову козу, вот я и человеком стал» или «Если бы мамка в свое время не заставила пойти на скрипку, пропал бы…» Все это полная ерунда. Не человеком он вырос, а психопатом. И еще одно важное наблюдение: чаще всего такие истории рассказывают родители, которым приходится отвечать на мой вопрос: «А зачем вы лупите своего ребенка?».
Прекрасно помню: в школе у меня был трудовик, которого иначе как инопланетянином назвать нельзя. Помимо уроков труда, он совершенно бесплатно вел кружки авиамоделирования и игры на баяне. Причем человек не знал нот, мы учились играть на слух — было весело и интересно. К несчастью, это заметили родители и решили взять процесс под свой контроль. Они лишили меня уроков трудовика и отдали в музыкальную школу. Уроки, ноты, домашние задания… Уже через месяц я люто ненавидел инструмент, на котором с удовольствием до этого играл полгода. Я приложил все усилия, чтобы от этой каторги избавиться. Спасибо родителям, они быстро прозрели и поняли, что из затеи ничего путного не выйдет.
Старшему и младшему сыну я всегда говорил: если тебе что-то непонятно — спроси у учительницы. Люди должны четко понимать, что вотчина школы — образование, а дело родителей — воспитание. Подменять функции друг друга нельзя. Какой вообще смысл лезть в тетрадь ребенка? Вы должны понимать, что педагоги с радостью будут вас провоцировать на тотальный контроль, рекомендуя проследить или поучаствовать. «Следить» за выполнением обязанностей ребенком вообще категорически нельзя. Он просто не научится отвечать за свои поступки и не будет осознавать последствия. Если дневник пестрит замечаниями «плохо подготовил домашнее задание» или «не выучил тему», я с уверенностью могу сказать, что у ученика над душой круглыми сутками стоят родители. Что же касается «поучаствовать» — помогать вы можете только в том случае, если вас об этом просят.
Совершая ошибки, отвечая за них, думая над тем, как их исправить, ребенок учится контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля приводит порой к катастрофическим последствиям. Думаю, вы сильно удивитесь, если я скажу, что дети, которых постоянно заставляли делать уроки, намного чаще становятся наркоманами. Но это действительно так. Дело в том, что такие ученики привыкают, что за них все решают родители, им не надо думать о последствиях своих поступков. Поэтому когда им предложат наркотики, они также о последствиях думать особо не будут.
Мы сегодня наблюдаем интересный сговор. Родители, отказываясь давать детям свободу, контролируют их для собственного спокойствия, не давая развиваться. Дети, не получая стимула к обретению самостоятельности, с удовольствием передают функции «кнута и пряника» родителям, более того, они с удовольствием занимаются манипуляциями и при любой, даже минимальной трудности зовут на помощь папу или маму. Преподаватели уверяют родителей, что они обязаны делать со своими отпрысками уроки, потому что это позволяет им меньше напрягаться на занятиях, подробно и интересно объясняя задание (ведь если урок был проведен качественно, дети получили все необходимые знания для самостоятельной работы).
Я четко уверен, что если вам домой звонит учитель и начинает рассказывать о том, что ребенок плохо учится, самый правильный вариант — вежливо поздороваться и отдать трубку ребенку, сказав, что вы не считаете правильным встревать в отношения педагога и ученика.
Уверен, после прочтения всего сказанного выше у многих родителей волосы дыбом на голове встали. Поверьте, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я провел десятки тренингов с родителями и всегда старался получить обратную связь. Ни разу! Ни единого разу не случилось так, чтобы, получив самостоятельность, дети стали учиться хуже. Да, в первое время они могут немного растеряться, несколько месяцев «плавать», но в итоге они обязательно выходят на качественно новый уровень жизни. Единственное важное условие — если уж вы приняли это решение, то раз и навсегда. Вытерпеть и привычно не вмешаться, особенно в первое время, очень сложно. (via)